В современной Украине высшее образование едва ли не обязательное требование для молодежи, даже если выбор учебного заведения обусловлен не желанием получить профессию или углубить знания, а требованиями родителей. Такой подход, по мнению заместителя министра образования и науки Михаила Винницкого, уже превращает университеты в профессиональные школы, которые должны выполнять совсем другие учреждения — колледжи.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяВ
В Украине высшее образование воспринимается как обязательный этап для тех, кто хочет добиться успеха, даже если выпускники не имеют ясного представления, как их диплом поможет в жизни. Такая традиция, по мнению Винницкого, во многом связана с требованиями общества и давлением родителей, для которых университетский диплом все еще ассоциируется с престижем и гарантией успешной карьеры.
«Три четверти наших выпускников уходят в высшее образование. Это доходит до абсурда, поскольку многие поступают только потому, что «мама сказала, что надо иметь диплом», — объяснил Винницкий. Он добавил, что вместо того, чтобы следовать призванию и выбирать действительно интересную специальность, значительная часть студентов рассматривает обучение как формальность, которую нужно выполнить для социального одобрения. Это подход, почти не оставшийся в развитых странах, однако остающийся укорененным в Украине.
Профессиональная подготовка студентов, которая должна сосредотачиваться на узкопрофильных практических навыках, на самом деле должна быть задачей колледжей и профтехучилищ, тогда как университеты по мировым стандартам создают базу для глубоких исследований и научной работы. В Украине же, по словам замминистра, университеты постепенно становятся крупными учебными заведениями, выполняющими функции профессиональных школ, хотя это противоречит их главной функции.
«Мы забываем о функции высшего образования. Это не подготовка к рынку труда. Наша система должна стать более сбалансированной, когда одни заведения готовят профессиональные кадры, другие развивают академический потенциал», — объясняет Винницкий. По его словам, такой подход позволит разграничить задачи образования на подготовку профессионалов для прикладных отраслей и подготовку ученых.
Замминистра пояснил, что для такого изменения нужно пересмотреть саму систему финансирования образования. Уже сейчас в Украине пилотируется система грантов на образование, которая призвана обеспечить более справедливые условия для финансирования студентов, выбирающих разные траектории образования. Ожидается, что впоследствии университеты, ориентированные на глубокую академическую подготовку, и учреждения профессионального образования будут получать поддержку со стороны государства в соответствии со своими специфическими задачами.
В условиях рыночной экономики сам факт наличия диплома не гарантирует успешное трудоустройство. Винницкий отмечает, что выпускники без подлинного желания развиваться в избранной сфере остаются без работы даже с дипломом, поскольку не всегда отвечают требованиям работодателей. В конце концов, высшее образование, направленное на всеобщее развитие личности и стимулирование критического мышления, не должно ограничиваться функцией «подготовки к рынку труда».
Напомним,запрет русского в школах: как украинские учителя оценивают инициативу
Раньше мы рассказывали, что дети массово выезжают за границу: все больше учеников отказываются от украинского образования
Также, половина иностранных студентов в Польше – украинцы: чем привлекает зарубежное образование